(3532) 623 - 555
(3532) 442 - 525
(3532) 936 - 236

Программа

Главная » Категория AI » Программа

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «УНИВЕР»

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ  ВНЕДОРОЖНЫХ  МОТОТРАНСПОРТНЫХ  СРЕДСТВ

(САМОХОДНЫХ  МАШИН  КАТЕГОРИИ  «A» – ПОДКАТЕГОРИИ  «A I») 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург, 2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка…………………………………………………………………..

3

2. Профессиональная характеристика……………………………………………………...

4

3. Структура и содержание программы. Учебный план профессиональной подготовки водителей внедорожных мототранспортных средств подкатегории «АI».……………

 

5

4. Примерные тематические планы и программы учебных дисциплин…………………

6

4.1 Устройство……………………………………………….………………………

6

4.2 Техническое обслуживание и ремонт………………………………………….

7

4.3 Правила дорожного движения………………………………………………….

8

4.4 Основы управления и безопасность движения………………………………..

11

4.5 Оказание первой медицинской помощи………………………………………..

15

4.6 Вождение………………………………………………………..………………..

18

Приложения

19

 


 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа профессиональной подготовки водителей внедорожных мототранспортных средств подкатегории «АI» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральным законом от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
  • Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 796 «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)»;
  • Правилами разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 980;
  • Государственным образовательным стандартом РФ ОСТ 9 ПО 03 (1.1, 1.6, 11.2, 11.8, 22.5, 23.1, 37.3, 37.4, 37.7) 2000, утвержденным Минобрнауки РФ;
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 18 апреля 2013г. №292;
  • Примерной программой подготовки водителей внедорожных мототранспортных средств (самоходных машин категории «A)», утвержденной приказом Минобрнауки РФ от 24 сентября 2001 г.

Данная Программа содержит профессиональную характеристику, рабочий учебный план и программы по дисциплинам «Устройство», «Техническое обслуживание и ремонт», «Правила дорожного движения», «Основы управления ибезопасность движения», «Оказание первой медицинской помощи».

В учебном плане содержится перечень учебных предметов с указанием объёмов времени, отводимых на освоение предметов, включая объемы времени, отводимые на теоретическое и лабораторно-практическое обучение.

В тематическом плане по учебному предмету раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов и тем, указывается распределение учебных часов по разделам и темам.

Обучение проводится в соответствии с Перечнем учебных материалов и технических средств обучения для профессиональной подготовки водителей внедорожных мототранспортных средств подкатегории «АI» (приложение к настоящей Программе).

Программа представляет собой минимум требований к результатам и содержанию подготовки и является основой для разработки других учебно-методических материалов в рамках профессиональной подготовки водителей внедорожных мототранспортных средств подкатегории «АI», утверждаемых в ООО «Универ».

После сдачи квалификационных экзаменов в государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (далее Гостехнадзор) учащиеся получают удостоверение на право управления внедорожными мототранспортными средствами (далее водитель внедорожного мотосредства).

Программа предусматривает достаточный для формирования, закрепления и развития практических навыков и компетенций объём практики.

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Профессия: водитель внедорожных мототранспортных средств.

Назначение профессии:

1. Водитель внедорожных мототранспортных средств управляет мототранспортными средствами, не предназначенными для движения по автомобильным дорогам общего пользования (внедорожные мототранспортные средства – снегоходы, мотонарты, мотосани, квадроциклы и т.д.).

2. Профессиональные знания и навыки водителя внедорожного мототранспортного средства позволяют ему подготавливать внедорожное мототранспортное средство к эксплуатации в различных погодных условиях, экономично его эксплуатировать и управлять им с соблюдением безопасности движения.

Квалификация: в системе непрерывного образования профессия водитель внедорожных мототранспортных средств относится к первой ступени квалификации.

Содержательные параметры профессиональной деятельности:

 

Виды профессиональной деятельности

Теоретические основы профессиональной деятельности

1. Управление внедорожными мототранспортными средствами с прицепными приспособлениями и устройствами с соблюдением безопасности движения.

1. Основы безопасного управлениявнедорожными мототранспортными средствами.

 

 

2. Оказание первой медицинской помощи.

2. Оказание первой медицинской помощи.

3. Выявление иустранение неисправностей, проведение техническогообслуживания внедорожных мототранспортных средств.

3. Устройство, техническое обслуживание и ремонт внедорожных мототранспортных

средств.

 

Специфические требования:

1. Возраст для получения права на управление внедорожными мототранспортными средствами 16 лет.

2. Медицинские ограничения регламентированы Перечнем противопоказаний Министерства здравоохранения Российской Федерации.

 

 

 


 

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ВНЕДОРОЖНЫХ МОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПОДКАТЕГОРИИ «АI».

 

Учебные предметы

Количество часов

Всего

В том числе

Теоретические занятия

Лабораторные практические занятия

 

Устройство

10

10

 

Техническое обслуживание и ремонт

12

12

 

Правила дорожного движения

16

14

2

 

Основы управления и безопасность движения

16

16

 

Оказание первой медицинской помощи

24

8

16

 

Итого

78

60

18

 

Консультации

6

 

Экзамены:

«Устройство», «Техническое обслуживание и ремонт»

12

 

«Правила дорожного движения», «Основы управления и безопасность движения»

12

 

Вождение*

 

Зачет:

«Оказание первой медицинской помощи»

 1

Квалификационный экзамен

 12

Вождение

10

 

Всего

131

 

*Экзамен по вождению мототранспортного средства проводится за счет часов, отведенных на вождение.

 

 

4. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ И ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

4.1 «Устройство»

 

Примерный тематический план дисциплины:

 

 

Темы

Количество часов

Всего

В том числе

Теоретические занятия

Лабораторные практические занятия

1

Введение

1

1

2

Двигатель

2

2

3

Электрооборудование

2

2

4

Трансмиссия

1

1

5

Несущая система

1

1

6

Ходовая часть

1

1

7

Органы управления

2

2

 

Всего

10

10

 

Примерная программа предмета:

 

Занятие 1. Тема 1. Введение (1 час).

Разновидности внедорожных мототранспортных средств. Классификация внедорожных мототранспортных средств. Общее устройство внедорожных мототранспортных средств.

 

Занятие 1. Тема 2. Двигатель (2 часа).

Общее устройство и работа двигателя. Системы смазывания и охлаждения двигателя. Топливо и горючие смеси. Система питания. Неисправности механизмов систем двигателя, причины и способы их устранения.

 

Занятие 2. Тема 3. Электрооборудование (2 часа).

Источники тока. Система зажигания. Приборы освещения и сигнализации. Неисправности электрооборудования, причины и способы их устранения.

 

Занятие 2. Тема 4. Трансмиссия (1 час).

Назначение, устройство и работа трансмиссии. Неисправности трансмиссии, причины и способы их устранения.

 

Занятие 3. Тема 5. Несущая система (1 час).

Назначение и устройство рамы внедорожного мототранспортного средства. Неисправности несущей системы, причины и способы их устранения.

 

Занятие 3. Тема 6. Ходовая часть (1 час).

Назначение, устройство и работа ходовой части. Неисправности ходовой части, причины и способы их устранения.

 

Занятие 4. Тема 7. Органы управления (2 часа).

Устройство и работа органов управления. Определение технического состояния рулевого управления. Определение технического состояния тормозной системы. Основные неисправности органов управления, причины и способы их устранения.

 

 

4.2«Техническое обслуживание и ремонт»

 

Примерный тематический план дисциплины:

 

 

Темы

Количество часов

Всего

В том числе

Теоретические занятия

Лабораторные практические занятия

1

Обслуживание двигателя и его систем

4

4

2

Обслуживание электрооборудования

2

2

3

Обслуживание трансмиссии

2

2

4

Обслуживание несущей системы, ходовой части иорганов управления

4

4

 

Всего

12

12

 

Примерная программа предмета:

 

Занятие 1. Тема 1. Обслуживание двигателя и его систем (4 часа).

Обслуживание двигателя: очистка от пыли и грязи двигателя (при необходимости), подтяжка гаек крепления головки, крышки картера, проверка на отсутствие подтеканий масла и подсоса воздуха в соединениях.

Обслуживание смазочной системы: проверка уровня масла, смена масла, устранение подтеканий. Обслуживание системы питания: осмотр карбюратора, очистка от пыли и грязи, устранение подтеканий.

Обслуживание воздухоочистителя. Обслуживание системы выпуска.

 

Занятие 2. Тема 2. Обслуживание электрооборудования (2 часа).

Аккумуляторная батарея: очистка поверхности мастики и клемм от загрязнений, проверка уровня и плотности электролита.

Генератор: проверка крепления генератора, состояния щеток коллектора, контактов, проводов. Регулятор напряжения: очистка от пыли и грязи; проверка крепления регулятора напряжения и реле регулятора. Система зажигания: состояние и крепление приборов системы зажигания, зазор между контактами прерывателя распределителя и их состояние, очистка электродов свечи, установка зазора между электродами свечи согласно инструкции.

 

Занятие 3. Тема 3. Обслуживание трансмиссии (2 часа).

Определение работоспособности привода выключения сцепления. Регулировка свободного хода рычага сцепления. Определение исправности механизма выключения. Уход за приводом сцепления.

Внешний осмотр коробки передач. Определение работоспособности механизма переключения. Долив или смена масла в коробке передач.

Цепная передача. Осмотр цепной передачи и определение технического состояния ведущей, ведомойзвездочек и цепи. Определение натяжения с величины прогиба цепи. Регулировка натяжения цепи. Уход за цепной передачей.

Карданная передача. Осмотр карданной передачи и определение ее технического состояния. Смазка крестовины. Определение работоспособности главной передачи. Проверка уровня масла в картере главной передачи. Порядок замены масла в картере главной передачи.

 

Занятие 4. Тема 4. Обслуживание несущей системы, ходовой части и органов управления (4 часа).

Несущая система: осмотр рамы.

Ходовая часть: осмотр и выявление неисправностей передней и задней подвески (крепление, подтекание жидкости, состояние пружин).

Органы управления: осмотр и определение технического состояния рулевой колонки и рулевого амортизатора; проверка работоспособности привода управления тормозов. Порядок выполнения регулировки тормозов.

 

 

4.3«Правила дорожного движения»

 

Примерный тематический план дисциплины:

 

 

Темы

Количество часов

Всего

В том числе

Теоретические занятия

Лабораторные практические занятия

1

Общие положения. Основные понятия и термины

1

1

2

Дорожные знаки

4

4

3

Порядок движения, остановка и стоянка

2

2

4

Регулирование дорожного движения. Практические занятия по темам 2-4

2

1

1

5

Проезд перекрестков

2

2

6

Проезд железнодорожных переездов. Практические занятия по темам 5-6

2

1

1

7

Техническое состояние и оборудование внедорожных мототранспортных средств

2

2

8

Номерные, опознавательные знаки, предупредительные устройства, надписи и обозначения

1

1

 

Всего

16

14

2

 

 

 

Примерная программа предмета:

 

Занятие 1. Тема 1. Общие положения. Основные понятия и термины (1 час).

Значение Правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Общая структура Правил. Основные понятия и термины, содержащиеся в Правилах. Обязанности участников дорожного движения и лиц, уполномоченных регулировать движение. Порядок ввода ограничений в дорожном движении. Документы, которые водитель мототранспортных средств категории «А» (далее водитель) обязан иметь при себе и представлять для проверки работникам полиций, Гостехнадзора и их внештатным сотрудникам.

Обязанности водителя перед выездом и в пути. Обязанности водителя, причастного к дорожнотранспортному происшествию.

 

Занятие 2. Тема 2. Дорожные знаки. (4 часа).

Значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения. Классификация дорожных знаков. Требования к расстановке знаков. Дублирующие, сезонные и временные знаки.

Предупреждающие знаки. Назначение. Общий признак предупреждения. Правила установки предупреждающих знаков. Название и назначение каждого знака. Действия водителя при приближении к опасному участку дороги, обозначенному соответствующим предупреждающим знаком.

Знаки приоритета. Назначение. Название и место установки каждого знака. Действия водителя в соответствии с требованиями знаков.

Запрещающие знаки. Назначение. Общий признак запрещения. Название, назначение и место установки каждого знака.

Действия водителя в соответствии с требованиями запрещающих знаков. Исключения. Зона действия запрещающих знаков.

Предписывающие знаки. Назначение. Общий признак предписания. Название, назначение и место установки каждого знака.

Действия водителя в соответствии с требованиями предписывающих знаков. Исключения.

Информационноуказательные знаки. Назначение. Общие признаки информационноуказательных знаков.

Название, назначение и место установки каждого знака.

Действия водителя в соответствии с требованиями знаков, которые вводят определенные режимы движения.

Знаки сервиса. Назначение. Название и установка каждого знака.

Знаки дополнительной информации. Назначение. Название и размещение каждого знака.

 

Занятие 3. Тема 3. Порядок движения. Остановка и стоянка. (2 часа).

Предупредительные сигналы. Виды и назначение сигналов. Правила подачи сигналов световыми указателями поворотов и рукой. Случаи, разрешающие применение звуковых сигналов. Использование предупредительных сигналов при обгоне. Включение ближнего света фар в светлое время суток. Аварийная ситуация и ее предупреждение.

Опасные последствия несоблюдения правил подачи предупредительных сигналов.

Начало движения, изменение направления движения. Обязанности водителя перед началом движения, перестроением и другими изменениями направления движения. Порядок выполнения поворота на перекрестке.

Поворот налево и разворот вне перекрестка. Опасные последствия несоблюдения правил маневрирования.

Расположение внедорожного мотосредства на проезжей части.

Опасные последствия несоблюдения правил расположения внедорожного мотосредства на проезжей части.

Скорость движения и дистанция. Факторы, влияющие на выбор скорости движения. Ограничения скорости в населенных пунктах. Выбор дистанции и интервалов.

Опасные последствия несоблюдения безопасной скорости и дистанции.

Обгон и встречный разъезд. Обязанности водителя перед началом обгона. Действия водителя при обгоне. Места, где обгон запрещен.

Встречный разъезд на узких участках дорог. Опасные последствия несоблюдения правил обгона и встречного разъезда.

Остановка и стоянка. Порядок остановки и стоянки. Способы постановки самоходной машины на стоянку.

Опасные последствия несоблюдения правил остановки и стоянки.

 

Занятие 4. Тема 4. Регулирование дорожного движения (1 час).

Средства регулирования дорожного движения. Значения сигналов светофора и действия водителя в соответствии с этими сигналами.

Действия водителя и пешеходов в случаях, когда указания регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке.

 

Занятие 4. Практическое занятие по темам 2 4. (1 час).

Решение комплексных задач, разбор типичных дорожнотранспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д.

Выработка навыков подачи предупредительных сигналов рукой. Формирование умений правильно руководствоваться сигналами регулирования, ориентироваться, оценивать ситуацию и прогнозировать ее развитие. Ознакомление с действиями водителя в конкретных условиях дорожного движения.

 

Занятие 5. Тема 5. Проезд перекрестков. (2 часа).

Общие правила проезда перекрестков.

Нерегулируемые перекрестки. Перекрестки неравнозначных и равнозначных дорог. Порядок движения на перекрестках неравнозначных и равнозначных дорог.

Регулируемые перекрестки. Взаимодействие сигналов светофора и дорожных знаков. Порядок и очередность движения на регулируемом перекрестке.

Очередность проезда перекрестка, когда главная дорога меняет направление. Действия водителя в случае, если он не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное) и при отсутствии знаков приоритета.

 

 

 

 

Занятие 6. Тема 6. Проезд железнодорожных переездов. (1 час).

Железнодорожные переезды. Разновидности железнодорожных переездов. Устройство и особенности работы современной железнодорожной сигнализации на переездах. Порядок движения транспортных средств.

Запрещения, действующие на железнодорожном переезде. Опасные последствия нарушения правил проезда пешеходных переходов и железнодорожных переездов.

 

Занятие 6. Практическое занятие по темам 5 6. (1 час).

Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожнотранспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д.

Развитие навыков прогнозирования в ситуациях, характеризующихся признаком ограниченного обзора.

Действия водителя при вынужденной остановке на железнодорожном переезде.

 

Занятие 7. Тема 7. Техническое состояние и оборудование внедорожных мототранспортных средств. (2 часа).

Общие требования. Условия, при которых запрещена эксплуатация внедорожных мототранспортных средств.

Неисправности, при возникновении которых водитель должен принять меры к их устранению, а если это невозможно следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Неисправности, при которых запрещено дальнейшее движение.

Опасные последствия эксплуатации внедорожных мототранспортных средств с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения.

 

Занятие 7. Тема 8. Номерные, опознавательные знаки, предупредительные устройства, надписи и обозначения (1 час).

Регистрация (перерегистрация) внедорожных мототранспортных средств.

Требования к оборудованию внедорожных мототранспортных средств номерными и опознавательными знаками, предупредительными устройствами.

 

 

4.4«Основы управления и безопасность движения»

 

Примерный тематический план дисциплины:

 

 

Темы

Количество часов

Всего

В том числе

Теоретические занятия

Лабораторные практические занятия

 

Раздел 1. Основы управления внедорожными мототранспортными средствами

1.1

Техника управления внедорожными мототранспортными средствами

2

2

1.2

Дорожное движение

1

1

1.3

Психофизиологические и психические качества водителя

1

1

1.4

Эксплуатационные показатели

1

1

1.5

Действия водителя в нештатных (критических) режимах движения

1

1

1.6

Дорожнотранспортные происшествия

2

2

1.7

Безопасная эксплуатация

2

2

 

Итого

10

10

 

Раздел 2. Правовая ответственность.

2.1

Административная ответственность

1

1

2.2

Уголовная ответственность

1

1

2.3

Гражданская ответственность

1

1

2.4

Правовые основы охраны природы

1

1

2.5

Право собственности на внедорожное мототранспортное средство

1

1

2.6

Страхование водителя и внедорожных мототранспортных средств

1

1

 

Итого

6

6

 

Всего

16

16

 

Примерная программа предмета:

 

Раздел 1. Основы управления внедорожными мототранспортными средствами.

Занятие 1. Тема 1.1. Техника управления внедорожными мототранспортными средствами. (2 часа)

Посадка. Оптимальная рабочая поза. Использование регулировок положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы. Типичные ошибки при выборе рабочей позы. Назначение органов управления, приборов и индикаторов. Подача сигналов.

Приемы действия органами управления.

Скорость движения и дистанция. Изменение скорости на поворотах, разворотах и в ограниченных проездах.

Встречный разъезд.

Проезд железнодорожных переездов.

 

Занятие 1. Тема 1.2. Дорожное движение. (1 час).

Факторы, влияющие на безопасность. Определяющая роль квалификации водителя в обеспечении безопасности дорожного движения.

Обеспечение безопасности и экологичности дорожного движения.

 

Занятие 2. Тема 1.3. Психофизиологические и психические качества водителя. (1 час)

Зрительное восприятие. Поле зрения. Восприятие расстояния и скорости внедорожных мототранспортных средств. Избирательность восприятия информации. Направления взора. Ослепление. Адаптация и восстановление световой чувствительности. Восприятие звуковых сигналов. Маскировка звуковых сигналов шумом.

Восприятие линейных ускорений, угловых скоростей и ускорений. Суставные ощущения. Восприятие сопротивлений и перемещений органов управления.

Время переработки информации. Зависимость амплитуды движений рук (ног) водителя от величины входного сигнала. Психомоторные реакции водителя. Время реакции. Изменение времени реакции в зависимости от сложности дорожной ситуации.

Подготовленность водителя: знания, умения, навыки.

Этика водителя в его взаимоотношениях с другими участниками дорожного движения. Межличностные отношения и эмоциональные состояния. Соблюдение правил дорожного движения. Поведение при нарушении Правил другими участниками дорожного движения. Взаимоотношения с другими участниками дорожного движения, представителями органов полиции и Гостехнадзора.

 

Занятие 2. Тема 1.4. Эксплуатационные показатели. (1 час).

Показатели эффективного и безопасного выполнения работ: габаритные размеры, параметры массы, грузоподъемность (вместимость), скоростные и тормозные свойства, устойчивость против опрокидывания, заноса и бокового скольжения, топливная экономичность, приспособленность к различным условиям эксплуатации, надежность.

 

Занятие 2. Тема 1.5. Действия водителя в нештатных (критических) режимах движения (1 час).

Действия водителя при возгорании внедорожных мототранспортных средств, при падении в воду, попадании провода электролинии высокого напряжения на внедорожное мототранспортное средство.

Подготовленность водителя условие эффективной работы внедорожных мототранспортных средств.

 

Занятие 3. Тема 1.6. Дорожнотранспортные происшествия. (2 часа).

Понятия дорожнотранспортной ситуации и дорожнотранспортного происшествия. Классификация дорожнотранспортных происшествий.

Причины возникновения дорожнотранспортных происшествий: нарушения Правил дорожного движения, неосторожные действия участников движения, выход внедорожного мототранспортного средства из повиновения водителя, техническая неисправность и другие. Причины, связанные с водителем: низкая квалификация, переутомление, сон за рулем, несоблюдение режима труда и отдыха.

Условия возникновения дорожнотранспортных происшествий.

Активная, пассивная и экологическая безопасность внедорожных мототранспортных средств.

Государственный контроль за безопасностью дорожного движения.

 

Занятие 4. Тема 1.7. Безопасная эксплуатация. (2 часа).

Безопасная эксплуатация и ее зависимость от технического состояния механизмов и сборочных единиц машины.

Требования к состоянию ходовой части.

Безопасная эксплуатация системы электрооборудования.

Требования к техническому состоянию двигателя, влияющие на безопасную эксплуатацию. Требования безопасности при опробовании рабочих органов. Требования безопасности при обслуживании.

 

Раздел 2. Правовая ответственность.

Занятие 5. Тема 2.1. Административная ответственность. (1 час).

Понятие об административной ответственности.

Административные правонарушения. Виды административных правонарушений. Понятия и виды административного воздействия: предупреждение, штраф, лишение права управления. Органы, налагающие административные наказания, порядок их исполнения.

 

Занятие 5. Тема 2.2. Уголовная ответственность. (1 час).

Понятие об уголовной ответственности.

Понятия и виды транспортных преступлений. Характеристика транспортных преступлений.

Состав преступления.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Виды наказаний.

Уголовная ответственность за преступления при эксплуатации внедорожных мототранспортных средств.

Условия наступления уголовной ответственности.

 

Занятие 6. Тема 2.3. Гражданская ответственность. (1 час).

Понятие о гражданской ответственности. Основания для гражданской ответственности. Понятия вред, вина, противоправное действие. Ответственность за вред, причиненный в ДТП. Возмещение материального ущерба.

Понятие о материальной ответственности за причиненный ущерб. Условия и виды наступления материальной ответственности, ограниченная и полная материальная ответственность.

 

Занятие 6. Тема 2.4. Правовые основы охраны природы (1 час).

Понятие и значение охраны природы. Законодательство об охране природы. Цели, формы и методы охраны природы.

Объекты природы, подлежащие правовой охране: земля, недра, вода, флора, атмосферный воздух, заповедные природные объекты.

Органы, регулирующие отношения по правовой охране природы, их компетенции, права и обязанности.

Ответственность за нарушение законодательства об охране природы.

 

Занятие 7. Тема 2.5. Право собственности на внедорожное мототранспортное средство (1 час).

Право собственности субъекта, права собственности. Право собственности на внедорожное мототранспортное средство.

Налог с владельца внедорожного мототранспортного средства.

Документация на внедорожное мототранспортное средство.

 

Занятие 7. Тема 2.6. Страхование водителя и внедорожных мототранспортных средств (1 час).

Порядок страхования. Порядок заключения договора о страховании.

Страховой случай. Основание и порядок выплаты страховой суммы.

Понятие «потеря товарного вида».

4.5«Оказание первой медицинской помощи»

 

Примерный тематический план дисциплины:

 

 

Темы

Количество часов

Всего

В том числе

Теоретические занятия

Лабораторные практические занятия

1

Основы анатомии и физиологии человека

1

1

2

Структура дорожнотранспортного травматизма. Наиболее частые повреждения при ДТП и способы их диагностики

1

1

3

Угрожающие жизни состояния при механических и термических поражениях

2

2

4

Психические реакции при авариях. Острые психозы. Особенности оказания помощи пострадавшим в состоянии неадекватности

1

1

5

Термические поражения

1

1

6

Организационно-правовые аспекты оказания помощи пострадавшим

1

1

7

Острые, угрожающие жизни терапевтические состояния

1

1

8

Проведение сердечно-легочной реанимации, устранение асфиксий при оказании первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП

3

3

9

Остановка наружного кровотечения

3

3

10

Транспортная иммобилизация

3

3

11

Методы высвобождения пострадавших, извлечения из машины; их транспортировка, погрузка в транспорт

2

2

12

Обработка ран. Десмургия.

3

3

13

Пользование индивидуальной аптечкой

2

2

 

Итого

24

8

16

 

Примерная программа предмета:

 

Занятие 1. Тема 1. Основы анатомии и физиологии человека (1 час).

Основные представления о системах организма и их функционировании: сердечнососудистая система, нервная система, опорно-двигательная система.

Простейшие признаки, позволяющие определить их состояние: частота пульса и дыхания, реакция зрачков, степень утраты сознания, цвет слизистых и кожных покровов.

 

 

 

Занятие 1. Тема 2. Структура дорожнотранспортного травматизма. наиболее частые повреждения при ДТП и способы их диагностики (1 час).

Статистика повреждений при ДТП, их локализация и степень тяжести. Влияние фактора времени при оказании медицинской помощи пострадавшим. Повреждения, характерные для лобового столкновения, удара в бок, резкого торможения, переворачивания. Типичные повреждения при наезде на пешехода.

Достоверные и вероятные признаки перелома, черепномозговой травмы, повреждения позвоночника, таза, открытого пневмоторакса.

 

Занятие 2. Тема 3. Угрожающие жизни состояния при механических и термических поражениях (2 часа).

Определение понятий: предагональное состояние, агония, клиническая смерть, биологическая смерть. Их признаки. Содержание реанимационных мероприятий при оказании первой медицинской помощи и критерии ее эффективности.

Шок. Виды шока травматический, геморрагический, ожоговый, кардиогенный, аллергический. Клинические проявления шока. Комплекс противошоковых мероприятий при оказании первой медицинской помощи.

Острая дыхательная недостаточность. Причины, клинические признаки, способы снижения степени дыхательной недостаточности при оказании первой медицинской помощи. Классификация повреждений грудной клетки. Асфиксия.

Синдром утраты сознания. Кома. Причины. Способы профилактики асфиксии при утрате сознания.

Особенности угрожающих жизни состояний у детей, стариков, беременных женщин.

 

Занятие 3. Тема 4. Психические реакции при авариях. Острые психозы. Особенности оказания помощи пострадавшим в состоянии неадекватности (1 час).

Психотические и нервотические расстройства, их характеристики и частота возникновения. Аффективношоковые реакции, психомоторные возбуждения, истерические психозы, психогенный ступор. Особенности оказания медицинской помощи не полностью адекватным пострадавшим как с психогенными реакциями, так и находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

 

Занятие 3. Тема 5. Термические поражения (1 час).

Термические ожоги. Клинические признаки, определение степени тяжести ожогового поражения, особенности наложения повязок, проведения иммобилизаций при ожогах. Особенности оказания первой медицинской помощи пострадавшим с ожогами глаз, верхних дыхательных путей.

Тепловой удар. Принципы оказания первой медицинской помощи. Холодовая травма. Отморожения, переохлаждение. Способы согревания при холодовой травме.

 

Занятие 4. Тема 6. Организационно-правовые аспекты оказания помощи пострадавшим. (1 час).

Основы действующего законодательства (административное и уголовное право) относительно оказания или неоказания помощи пострадавшим. Обязанности водителя внедорожного мототранспортного средства, медицинского работника, административных служб при дорожнотранспортных происшествиях, повлекших за собой человеческие жертвы.

 

Занятие 4. Тема 7. Острые, угрожающие жизни терапевтические состояния (1 час).

Диабетическая кома. Острая сердечнососудистая недостаточность. Гипертонический криз. Эпилептический припадок. Астматический статус. Отравления. Клинические признаки, способы оказания первой медицинской помощи.

 

Занятие 5. Тема 8. Проведение сердечно-легочной реанимации, устранение асфиксии при оказании первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП. (3 часа).  

Практические навыки: см. Приложение 1, п. п. 1 8; 26.

Оценка тяжести состояния пострадавшего и определение показаний к проведению сердечно-легочной реанимации.

Восстановление функции внешнего дыхания. Очищение ротовой полости тампоном, обеспечение проходимости верхних дыхательных путей. Проведение искусственного дыхания «изо рта в рот», «изо рта в нос».

Использование воздуховода. Техника закрытого массажа сердца. Особенности проведения сердечно-легочной реанимации одним или двумя спасателями. Особенности проведения сердечно-легочной реанимации пострадавшим с повреждениями лица, открытыми повреждениями грудной клетки, множественными переломами ребер.

Особенности проведения сердечно-легочной реанимации детям. Устранение механической асфиксии у детей.

 

Занятие 6. Тема 9. Остановка наружного кровотечения. (3 часа).

Практические навыки: см. Приложение 1, п. 9.

Виды кровотечений. Признаки артериального, венозного кровотечения. Приемы временной остановки наружного кровотечения: пальцевое прижатие артерии; наложение жгута закрутки и резинового жгута; максимальное сгибание конечностей; тампонирование раны, наложение давящей повязки. Приемы гемостаза при кровотечении из полости рта, из ушей, из носа. Первая медицинская помощь при кровохарканье, кровавой рвоте, подозрении на внутрибрюшное кровотечение.

 

Занятие 7. Тема 10. Транспортная иммобилизация. (3 часа).

Практические навыки: см. Приложение 1, п. п. 15, 16.

Общие принципы транспортной иммобилизации. Иммобилизация подручными средствами (импровизированные шины). Наложение бинтовых фиксирующих повязок. Использование транспортных шин (лестничных, лубочных), их подготовка. Правила наложения транспортной иммобилизации, типичные ошибки и осложнения.

Особенности иммобилизации при повреждениях таза, позвоночника, головы, грудной клетки.

 

Занятие 8. Тема 11. Методы высвобождения пострадавших, извлечения из машины; их транспортировка, погрузка в транспорт. (2 часа).

Практические навыки: см. Приложение 1, п. п. 17 19; 21 22.

 

Особенности извлечения пострадавших с длительно придавленными конечностями. Приемы переноски на импровизированных носилках, волокуше, на руках, на плечах, на спине. Техника укладывания пострадавших на носилки. Особенности извлечения и перекладывания пострадавших с подозрением на травму позвоночника, таза. Использование попутного транспорта для транспортировки пострадавших (способы укладывания в легковой и грузовой автомобиль, автобус).

 

Занятие 9. Тема 12. Обработка ран. Десмургия. (3 часа).

Практические навыки: см. Приложение 1, п. п. 10 13; 25.

Техника туалета ран, дезинфицирования и наложения асептических повязок при повреждениях различной локализации. Наложение окклюзионной повязки на грудную клетку с использованием перевязочного индивидуального пакета или подручных средств. Наложение асептической повязки при травме брюшной стенки с эвентрацией внутренних органов. Использование подручных средств наложения повязок.

 

Занятие 10. Тема 13. Пользование индивидуальной аптечкой. (2 часа).

Практические навыки: см. Приложение 1, п. п. 14, 20, 23, 24, 27 29.

Комплектация индивидуальной аптечки. Навыки применения ее содержимого.

 

 

4.6 «Вождение».

 

Примерная программа предмета:

 

Индивидуальное вождение внедорожных мототранспортных средств.

Упражнения в правильной посадке, пользовании рабочими органами.

Изучение показаний контрольных приборов.

Пуск двигателя. Трогание с места по прямой до достижения плавности начала движения. Повороты направо и налево до достижения уверенности в приемах пользования органами управления. Остановка и трогание на подъеме. Разгон-торможение у заданной линии. Проезд перекрестков. Развороты.

 

 

Приложение 1

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И МАНИПУЛЯЦИЙ

 

1. Техника очищения ротовой полости и восстановления проходимости верхних дыхательных путей.

2. Искусственная вентиляция легких:

– Изо рта в рот (с применением и без применения устройства для проведения искусственного дыхания);

– Изо рта в нос.

3. Закрытый массаж сердца:

– Двумя руками;

– Одной рукой.

4. Проведение реанимационных мероприятий одним спасателем.

5. Проведение реанимационных мероприятий двумя спасателями.

6. Определение пульса:

– На лучевой артерии;

– На бедренной артерии;

– На сонной артерии.

7. Определение частоты пульса и дыхания.

8. Определение реакции зрачков.

9. Техника временной остановки кровотечения

– Прижатие артерии: плечевой, подколенной, бедренной, сонной;

– Наложение жгута-закрутки с использованием подручных средств;

– Максимальное сгибание конечности в суставе (коленном, локтевом);

– Наложение резинового жгута;

– Передняя тампонада носа;

– Использование порошка «Статин» и салфеток «Колетекс ГЕМ».

10. Проведение туалета ран.

11. Наложение бинтовых повязок:

– циркулярная;

– на конечность;

– колосовидная;

– спиральная;

– «чепец»;

– черепашья;

– косыночная;

– Дезо;

– окклюзионная;

– давящая;

– контурная.

12. Использование сетчатого бинта.

13. Эластичное бинтование конечности.

14. Использование лейкопластыря, бактерицидного пластыря.

15. Транспортная иммобилизация с использованием подручных средств и сетчатых шин при повреждениях:

– ключицы;

– плеча;

– предплечья;

– кисти;

– бедра;

– голени;

– стопы.

16. Техника транспортной иммобилизации при повреждениях:

– позвоночника;

– таза;

– живота;

– множественных;

– переломах ребер;

– черепномозговой травме.

17. Техника извлечения и укладывания на носилки пострадавших с повреждениями:

– грудной клетки;

– живота;

– таза;

– позвоночника;

– головы.

18. Техника переноски пострадавших:

– на носилках;

– на одеяле;

– на щите;

– на руках;

– на спине;

– на плечах;

– на стуле.

19. Погрузка пострадавших в:

– Попутный транспорт (легковой, грузовой);

– Санитарный транспорт.

20. Техника закапывания капель в глаза, промывание глаз водой.

21. Снятие одежды с пострадавшего.

22. Снятие мотоциклетного шлема с пострадавшего.

23. Техника обезболивания хлорэтилом.

24. Использование аэрозолей.

25. Вскрытие индивидуального перевязочного пакета.

26. Техника введения воздуховода.

27. Использование гипотермического пакета-контейнера.

28. Применение нашатырного спирта при обмороке.

29. Техника промывания желудка.

 

 

Приложение 2

 

ПЕРЕЧЕНЬ

учебного оборудования для подготовки водителей внедорожных

мототранспортных средств (самоходных машин подкатегории «A I»)

 

Оснащение кабинетов

1. Кабинет «Внедорожное мототранспортное средство»:

1.1. Двигатель в комплекте с приборами системы смазывания, питания, зажигания

1.2. Коробка передач

1.3. Набор деталей кривошипношатунного механизма

1.4. Набор деталей газораспределительного механизма

1.5. Набор деталей смазочной системы

1.6. Набор деталей системы питания

1.7. Набор деталей сцепления

1.8. Набор деталей рулевого управления

1.9. Набор деталей тормозной системы

1.10. Набор приборов и устройств системы зажигания

1.11. Набор приборов и устройств электрооборудования

1.12. Учебно-наглядное пособие по устройству внедорожного мототранспортного средства[1].

 

2. Кабинет «Правила дорожного движения», «Основы управления и безопасность движения», «Оказание первой медицинской помощи»:

2.1. Учебно-наглядное пособие «Дорожные знаки»[2]

2.2. Учебно-наглядное пособие «Схема населенного Пункта, расположения дорожных знаков и средств регулирования» [3].

2.3. Учебно-наглядное пособие «Дорожнотранспортные ситуации и их анализ»[4].

2.4. Учебно-наглядное пособие «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим»[5].

2.5. Набор средств для проведения занятий по оказанию первой медицинской помощи[6].

2.6. Медицинская аптечка водителя.

2.7. Правила дорожного Движения Российской Федерации.



[1] Учебно-наглядное пособие может быть представлено в виде плаката, стенда, макета, планшета, модели, схемы, кинофильма, видеофильма, диафильма и т.д.

[2] Аналогично.

[3] Аналогично.

[4] Аналогично.

[5] Аналогично.

[6] Набор средств определяется преподавателем по предмету.